Краткое содержание заметки: «Замах на рубль, удар на копейку». Сошёл после 10,5 часов и 100 километров из-за боли в ахилле и тяжести пессимистичных мыслей. Важны ли детали?
Перед гонкой
Ещё собрал команду поддержки, какой на стадионе ни у кого больше не было – многочисленную, ответственную, вовлечённую и заботливую. И с инвентарём порядок: проверенная экипировка, шатёр, кресла, столы, скамейка, аптечка, запас вещей для утепления и на смену.
Вне моего прямого влияния оставалась только погода – десять дней смотрел за изменениями прогноза: то жарко, то солнечно, то ураган и ливень обещают на оба дня. Но к реальной погоде не придраться: почти идеальные для бега от трёх до восьми градусов тепла без солнца и осадков. Только ночью наледь неприятно покрыла дорожки стадиона, но в этот момент меня на нём уже не было. Увы.
Гонка
Без десяти секунд опоздал на старт. На стадион приехал вовремя: полтора часа было между получением номера и началом гонки. Хотел переодеться с минимальным запасом, чтобы не замёрзнуть – с этим и вышел казус: часы отстали от реального времени на 15 минут. Валю на глушилки GPS, но настоящей причины не знаю.
И вот я не торопясь переодеваюсь, а у всех уже торжественная линейка. Я иду в туалет из почему-то пустой раздевалки, а все уже пакуются в стартовый коридор. Телефон давно выключен и убран, а в него звонит растерянная команда: «Ты где?!» Вломились ко мне в раздевалку, надели на меня номер и выгнали в бег.
В хвост кластера забежал аккурат во время обратного отсчёта. Зато не замёрз. И не нервничал лишнего.
Первый час
Время летело быстро. Из развлечений – обскакивал по островкам суши не успевшую досохнуть дробную лужу на вираже. Из-за неё бежал не в основных кроссовках, а в тех, которые взял на случай дождя. Лужа мелкая, можно было бы и не заморачиваться.
Когда час закончился, порадовался: даже не начал уставать, а уже больше четырёх процентов дистанции! Следом напомнил себе, что не стоит по первому отрезку делать выводы.
Второй час
Эффект новизны прошёл, минуты стали сменяться медленнее. Всё ещё ничто не беспокоило, но душевную лёгкость ощущать перестал: «бег – работа, надо бежать, бегать ещё долго, бежим». Помнил, что циклы настроения чередуются, и унынию не поддавался.
Третий и четвёртый часы
Вработался. Поймал ритм. Включился в режим: раз в полчаса пью 150 миллилитров питания и иду пешком минуту, на следующем кругу пью воду. Подустали ягодичные мышцы – привычное ощущение, даже переживать на это счёт не стал.
Получасовые отрезки сменяли друг друга. Средний темп так и держался в районе 5:40. Перебрасывался короткими фразами со знакомыми. Наслаждался перформансом от команды поддержки: криками, танцами и позированием для Матч ТВ.
Кажется, эти два часа – самый кайфовый отрезок дистанции. И последний, когда всё шло хорошо.
Пятый и шестой часы
Появился и стал нарастать дискомфорт в колене и стопах. Бежать ощущения не мешали, но внимание привлекли – что-то рано. Задумался.
Пробежал первый марафон из пяти целевых! С одной стороны – радостно. С другой – уже есть тревожные сигналы, а это только пятая часть дистанции. Возложил надежды на запланированный после шести часов бега перерыв: затеял поменять кроссовки в расчёте на то, что менее стоптанная и более любимая пара поможет решить возникшие проблемы.
За шесть часов пробежал шестьдесят два километра – приятное и допустимое опережение плана. Со смешанными чувствами пошёл в раздевалку: туалет, вазелин, сменить кроссовки.
Седьмой час
После перерыва полегчало. Кажется, больше сказался сам отдых в 10-12 минут. Но и смена обуви тоже: пропало ощущение плоской неработающей стопы, и боль в колене стала менее выраженной.
Новые кроссовки – новые тревоги: появились неоднозначные ощущения в ахилле. После пары кругов расслабил шнурки, стало чуть лучше. Но, вообще-то, нездоровая тема.
Седьмой час понравился. И бежалось легче, и мысли стали светлей и оптимистичней. А вдруг всё получится?
Часы с восьмого по одиннадцатый
Свежести и оптимизма от короткого перерыва хватило на час: колено снова напомнило о себе, а дискомфорт в ахилле вырос от тревожного до угрожающего.
А ещё усталость и ужасная ментальная жвачка из мрачных прогнозов, неудовольствия, сомнений и бесконечных торгов о том, как правильно оценивать свои мысли по шкале между «Ловушками разума» и «Благоразумием».
Хотел, чтобы боль в ногах стала непреодолимой и очевидно травматичной, – с чистой совестью бы закончил соревнование и поехал домой. Но нет. Я мог бежать. И даже как будто бы не сильно провисал по темпу – радостная нотка в мрачном коктейле ощущений и мыслей.
Решил, что хочу пробежать 100 километров как минимально приемлемую ачивку от участия: сотка по личнику – достойная история, которую можно занести себе в актив.
Сто километров – скромный относительно изначального плана рубеж, но даже до него добираться было тяжело: время ползло, ноги устали, ахиллы болели, мозг поедал себя, удовольствия ноль. Зачем всё это? Зачем так мучить человека, которого любишь – себя?
Финиш
Пока бежал, думал, что преодолею 100 километров за десять часов и пять-семь минут. Вышло – 10:21. Всё ещё в границах целевого плана, но с сильно меньшим оптимизмом по поводу возможности добиться цели, даже если не сойду из-за травмы.
Постоял пару минут у шатра и после этой паузы едва-едва мог бежать из-за боли в ахилле. Договорился с командой, что отдохну в раздевалке 5-10 минут и будем держать совет:
- Аргументы в пользу схода: низкая вероятность набегать хотя бы 200 километров из-за тормозящей боли, высокий риск серьёзной травмы, дикое нежелание страдать за просто так и возможность уйти домой на мажорной ноте – условно добровольно и сразу после личника на сотке.
- Аргументы в пользу продолжения забега: а вдруг потом пожалею? А вдруг это просто слабость и временный кризис? А товарищи на стадионе – оставить их? Не съел и половину питания – выкидывать?
Выбрал сойти. Из раздевалки вышел, сильно хромая даже под обезболом и без ощущения, что это состояние можно разбегать. Вероятно, выбора как такового у меня и не было.
Сдал чипы, забрал медаль, домой.
После гонки
До дома довезли: помылся, поел, лёг спать. Утром нога болела меньше, но угрожающе посинела. Перед визитом к травматологу поехал на стадион снять лагерь и поддержать на финише добегающих друзей.
В травмпункте успокоили – сухожилия целы.
Основной диагноз: S93.4 – растяжение и перенапряжение связочного аппарата правого голеностопного сустава, тендовагинит. Со слов, травму не помнит. Во время пробежки появилась нарастающая боль, со временем болевой синдром усилился. Болезненность при пальпации. Незначительный отёк по наружной задней поверхности сустава. Деформации нет. Крепитация отсутствует. Движения в суставе в полном объёме, болезненные. На рентгенограммах без патологии.
Спустя два дня хожу не хромая, синевы нет, отёк спал. Моральное состояние – тоже окейное, претензий к себе нет. По-доброму завидую финишёрам, которые смогли.
Другие мысли
- Очевидная шутка на тему: показал отличный результат, пробежав сутки за рекордные 10,5 часов.
- Личник на 100 километрах – неплохо. Унёс свою порцию удовлетворения даже с неудачного старта.
- Горд, что прислушался к себе, а не поддался мыслям вида «а что люди подумают?» и уговорам продолжить бег от команды, знакомых бегунов и тренера.
- «Чемпион околобега»: подготовка, шатёр, кресла, столы, команда, питание, инструкции, пропуск для машины – эталон организации. А результат – 111-й из 132 участников.
- Суточный бег – с какого-то момента тягостная, пессимистичная, неприятная, сложная ментальная жвачка. Обидно, что не развил навык «осваиваться в дискомфорте». Раз до сотки всё равно добегал, почему бы не делать это с лёгкой головой? Не хочу быть угрюмым терпилой, даже когда тяжело.
- Лена Зеленкова: «Устала, как будто сотку сбегала. В прошлый раз всё намного хуже было, когда целиком сутки осилила», – очень точная формулировка, у меня так же. Быстро восстановился и пришёл в себя: выносливости было на всю дистанцию, а побегал всего ничего.
- Новые лайфхаки: хомуты для крепления чипов на шнурки – ТОП-решение. А для двух номеров (спереди и сзади) удобно использовать один шнурок или специальный минималистичный поясок.
- На «Вымпеле» понравилось больше, чем на «Искре»: ближе к дому, и тёплые раздевалки с нормальными туалетами и раковинами решают. Но общедоступные парковки в полутора километрах от стадиона – это жесть.
- В команде было около десяти человек. Ещё столько же просто приходили поддержать на стадион. Полезно, приятно, ценно. И есть диссонанс между уровнем их поддержки и моего бега, а хотелось бы соответствовать.
- Пока совсем нет идей о причинах неудачи, и даже, в какой стороне искать, предположить не могу.
- Про медаль. Красивая! Оставить или выкинуть? Нет ощущения, что сутки пробежал. А зачем мне чужие медали?
Побегу ли ещё раз? Очень маловероятно. Прав был Дима из 2023-го: не нужны ему вторые сутки, не нужны!