20 апреля 2021 г.

DWT-52 и Маркотх-104


Двойную горную ультра, пожалуйста. Да-да, на одной неделе, всё верно.
Нет, не очень готов. Да, уверен, подтверждаю.


Контекст


В конце 2019 года я был в хорошей физической форме, активно тренировался и планировал пробежать свои первые в жизни 100+ километров – горный ультрамарафон Маркотх, 104 километра. А за три недели до него поставил промежуточный старт, тоже горный и длинный – 52 километра в Дагестане.

План казался очень разумным, но случился коронавирус. Оба старта после чехарды промежуточных решений перенесли на апрель 2021 года, и, в этот раз, на соседние выходные. Теперь бежать оба перестало выглядеть здравым решением, особенно учитывая такой пикантный момент: с октября 2020 года я перестал тренироваться – бегал, но без СФП, без темповых и скоростных работ и, конечно, без горок и лесенок в подъезде.

А пробежать старты всё равно решил. Оба. Шесть дней между горными ультра. Получилась модная в любительской среде тактика «Слабоумие и отвага» с поправкой на то, что Дагестан я, разумеется, планировал бежать вполсилы, чтобы не устать и не потратить форму перед основным стартом. Вот и расскажу, что из этого получилось.


Dagestan Wild Trail

(50 км, 3100 набора)

Сама поездка – потрясающая. Благодаря удачному стечению обстоятельств и людей, выезд в Махачкалу получился эмоциональным, ярким и насыщенным. Ура! Всё кроме гонки прошло в исключительно позитивном ключе.

И сама гонка тоже, один только нюанс – половины моих сил оказалось недостаточно, чтобы справиться с дистанцией. До финиша добрался, но и силушку потратил, и притомился, и ноги подзабил.


Что рассказать о старте?
  1. Бежал в компании товарищей – Лёши и Юли, и, тем самым, реализовал важную для себя составляющую любых доступных удовольствий – социальную. Здорово, когда есть, с кем разделить эмоции, обменяться впечатлениями, о ком проявить заботу и от кого получить поддержку. И так гораздо проще не застревать в собственных мыслях, которые, в моём случае, обычно не помогают преодолевать трудности.

  2. Наивно было ожидать хорошей формы к горному трейлу за счёт одних лишь плоских кроссов. Первая же горка – набор 1500 метров на 6 километров дистанции показала, насколько глуп был план – взбираясь на неё, я уже мысленно продавал билеты в Новороссийск.

  3. Кавказские горы прекрасны! Виды - потрясающи! Рад, что удавалось выныривать из дум про сложность и тяжесть забега, видеть это всё и восхищаться.

  4. Стал увереннее чувствовать себя на сложных спусках. Даже вторая в моей жизни реинкарнация «спуска в ад» – длинного, крутого, через лес по сыпучей поверхности сброса высоты не вызвала очень уж сильных негативных эмоций. А в прошлый раз… думаю, понятно по взятому в кавычки прозвищу для такого типа участков трассы.

  5. Сильный, почти шквальный, ветер сопровождал нас большую часть дистанции – переставлял с тропы, мешал говорить, швырял песок в глаза, похитил пару головных уборов и набегающим потоком вдувал сопли обратно вглубь головы. Но особо не холодил – и на том спасибо.

  6. Пожалел, что не взял на гонку гамаши. Почти на каждом пункте питания приходилось тратить дополнительные 2-3 минуты на вытряхивание камней из кроссовок – хорошей урок к следующему старту.

  7. Несмотря на все сложности, к финишу осталось прилично энергии – эффектно вбежал под арку на скорости в районе 4:20 на километр. Итоговое время – 10 часов 38 минут, вместо плановых 12-13 часов. Возможно, именно этих дополнительных полутора часов на дистанции не хватило для того, чтобы после неё не болели ноги. Но это трейл – тут непривычно и сложно дозировать нагрузку. Имеем, что имеем.

  8. Фото с забега от Sport-Images – лучшие за все 8 лет моего участия в беговых любительских стартах! Если бы я бегал до первого удачного фото-сета, то закончил бы в день оплаты пакета фотографий на сайте – этот гештальт теперь закрыт.

По факту, это мой третий трейловый забег в жизни и второй горный – особо не с чем сравнивать. Но на субъективную оценку имею же право: я в восторге от проделанной организаторами работы, трассы и всего мероприятия в целом. Highly recommend.

Единственное «но» – Махачкала. В городе можно очень вкусно поесть и, на мой вкус, особо больше нечем заняться. Местная культура для травоядного меня кажется агрессивной: нас не обижали, но автоматчики на улицах, импульсивная манера вождения и серьёзные лица местных жителей не добавляли уюта. Товарищи перед стартом на день-два ездили на экскурсии по окрестным горам и остались очень довольны – возможно, это хорошее решение.


Между горами и горами


За два с половиной дня в Москве успел разобрать и собрать заново почти точно такой же чемодан, купить кепку вместо унесённой ветром, позаниматься бытовухой и попробовать восстановиться.

В понедельник вечером ходил по лестнице как после первого марафона – еле-еле. Во вторник сделал первую восстановительную пробежку через боль в квадрицепсах. Весь вторник и среду катал ролл, пил разную реабилитационную химию и гадал, отпустит ли ноги до субботы.

Во время пятничной пробежки-разминки по набережной в Новороссийске бёдра ещё побаливали, но ноги слушались и двигались вполне себе.

Организаторы Маркотха три дня подряд рапортовали о дождях и каждый вечер обновляли трек трассы, придумывая обходы совсем уж непроходимых грязевых ванн. Было волнительно.

Но пока пил кофе перед походом на экспо почувствовал – всё получится. Просто не будет, но получится. И цель моя – не добраться до финиша в лимит из последних сил, а получить удовольствие от приключения, которое я сам для себя выбрал. И хорошо стало внутри – фиг с ней, с грязью.


Маркоткх

(104 километра, 5600 набора)

Этот забег я ждал и предвкушал полтора года. А самое важное решение о нём принял буквально накануне – держать фокус на «получать удовольствие» как первый приоритет на всю дистанцию. Два следующих: уложиться в лимит и «жив/здоров» на финише.

Справился: даже в самые трудные моменты гонки гундёж уставшего мозга существовал лишь в дополнении к удовольствию от процесса, а не вместо него – это ли не прорыв? Всякие пикантные мелочи про то, как проходил забег ниже.


Про гонку:


  1. Первая фишка забега: старт гонки в середине дня – впервые выспался перед чем-то длинно-беговым и собрался без утренней спешки.

  2. Buddy на весь выезд в Новороссийск и саму гонку – Миша Крючкин. Мы отличная команда: успели на двоих сообразить Comrades, ICON и недавний зимний трейл в Никола-Ленивце. У нас близкая беговая форма, можем долго чувствовать себя комфортно в обществе друг друга, есть ощущения взаимной надёжности и поддержки. А ещё удачно дополняем друг друга в групповой страховке от косяков, которые по одному, допускали бы с избытком. Например, за гонку каждый из нас успел по 2-3 раза вернуть наш тандем на трассу – Миша по треку на часах, я – глазасто выхватывая в пространстве разметочные ленты.

  3. С первых километров дистанции отметил, что очень красивые горы Дагестана в моей личной иерархии прекрасного сильно уступают очень красивым горам Краснодарского края. Да, Маркотх ниже. Но он живой! Земляные тропы, трава, деревья, лес! Всё это даёт более добрую, что ли, и ценную для меня горную энергию, чем могучие вековые и породистые, но сухие скалы Дагестана.

  4. ГРЯЗЬ. Очень много грязи. Субъективно: более половины всей дистанции – небеговые для меня отрезки из-за грязи и плохо подобранной обуви. Ноги тонули, скользили, разъезжались или просто прилипали к поверхности, рискуя то и дело оставить меня без кроссовки.

  5. Первая половина дистанции: четыре подъёма по 700 метров набора и три с половиной таких же спуска. Перед каждой новой горкой – пункт питания: отметиться, что живой, долить воды во фляги и пропустить полстакана колы. В горки – бодрым шагом, спуски, если не очень грязно – бегом.

  6. До темноты, за первые пять часов, мы справились с четвертью дистанции – два подъёма, два спуска. Средний темп чуть из 12 минут на километр – как будто бы даже успеем финишировать за 21 час, прилично обогнав лимит. Аппроксимировать, конечно, суточную гонку таким образом было рановато.

  7. Бег ночью. Застать несколько послезакатных часов перед скорым финишем и полноценная ночь на ногах – разные штуки. Десять часов в темноте, перед которыми уже что-то было и после которых ещё бежать и бежать – новый для меня опыт. Первые ночные часы зашли так себе – долгий подъём по утопленной в склоне и лесу грязевой тропе. Темнота заметно усложнила жизнь и чувствовалось, насколько быстрее приходит утомление и тяжелее даются шаги.

  8. Когда ночью оказывались под открытом небом, уровень психологического дискомфорта и напряжения ослабевал. Становилось «ну ок». А вид с вершин на огни городов по другую сторону залива – отдельное визуальное наслаждение. Но крутые спуски в темноте особо не побегаешь – в узком пучке света от фонаря нервная система выхватывала намного меньше информации о том, куда и как ставить ноги, если «план А» для каждого конкретного шага по какой-то причине не состоится.

  9. Средний темп ночью упал, а после 50 километра трасса перестала быть предсказуемой и понятной: сколько и каких горок осталось, когда они будут, как быстро будут набираться километры – всё сюрприз, всё «как будет, так будет». Шли уверенно, время от времени догоняли кого-то из участников. Один раз даже вернули ультра-коллег на разметку.

  10. Отдельная песня – броды! Их было прямо вдоволь – бросили считать после восьмого, а это была точно даже не треть. Никаких негативных эмоций, связанных с ними. Напротив, приятно было остудить и сполоснуть ноги в чистой проточной воде и хотя бы временно подсмыть с них комья налипшей грязи. Небольшие мозоли на ногах есть, но точно меньше, чем можно было бы ожидать после 20 часов бега в мокрых носках и обуви.

  11. После 65 километра трасса уходила на тридцати пяти километровый круг – побегать в районе двух Лысых гор и Неберджаевского водохранилища, чтобы вернуться в эту же точку и бежать к финишу. Этот круг – приключение внутри приключения, про которое можно написать отдельную заметку не меньше этой всей. Я настолько подробно этого делать не буду, но большая часть следующих тезисов – примерно про этот участок трассы.

  12. У Миши с сорокового километра после ночных спусков начало по нарастающей болеть колено. Не помню, когда я впервые почувствовал дискомфорт, перерастающий в боль при сбросе высоты, в правой надкостнице, но общий результат этих двух травм такой: после 75 километра мы оба не могли бегать спуски с крутым градиентом или по нестабильной (камни и/или грязь) поверхности. А проходить их пешком стало большим преодолением, чем подъёмы в горку любой крутости.

  13. Тяжело психологически далась последняя четверть дистанции. После рассвета часы показали, что осталось совсем ничего – 25-30 километров. И мы точно в лимите, с запасом. И вроде бы ничего не остановит уже. Но таааааак медленно менялись цифры пробега на часах. Кажется, что идёшь вечность, а к счётчику добавляются всего несколько сотен метров. И всё как мы не любим – либо грязь, либо теперь небеговые для нас мучительные спуски. Были и приятные относительно несложные карабканья в горку, пункт питания с весёлыми ребятами из МЧС и даже 4-5 километров для побегать – но запомнились на этом отрезке не они.

  14. На последнем пункте питания волонтёр нас подбодрил и уверенно пообещал: «впереди всего один небольшой подъём и всё – финиш». Мы с радостью двинулись на этот пупырь, ожидая после него плотно-грунтовый серпантинный спуск, по которому красиво сможем сбежать 15 километров к финишу. Всё было не так: пупков, горок и гор было ещё полтора десятка. А хуже всего – какой-то бесконечный зигзаг между ними: долгая дорога вдоль обрыва. Сама дорога – сплошная глубокая грязевая канава, между ней и обрывом – грязевой борт шириной 20-40 сантиметров, по которому и надо было идти – так себе уют. Казалось, что мы идём по кругу. Километры дистанции мучительно медленно, но прирастали, а развилки к финишу всё не было. Где же наш набег? Казалось, что так по этой грязи мы и попадём на финиш в Парк имени Ленинского Комсомола вылезя у финишной арки из канализационного коллектора.

  15. «Последний подъём» – стало нашим третьим главным мемом дистанции. За последние три часа перед финишем, мы видели «Последний подъём (2)», «Последний подъём upd», «Последний подъём финал», «Самый последний подъём» и «Вот этот точно последний, за ним честно финиш». Ох уж этот волонтёр оптимист. Но больше всего эмоций доставила самая последняя горочка – вообще вау. Сейчас расскажу.

  16. За ожидаемые 4-5 километров до конца дистанции грязь наконец-то закончилась. Закончились горки. К финишу вёл равнонелюбимый нами затяжной каменистый спуск, который мы медленно страдали, пока мимо нас озорно проносились участники забега на 23 километра. Часы показывали 104 километра и 22 часа 58 минут с начала дистанции. Спуск почти подошёл к нулевой отметке у моря – вот-вот финиш… но нет. Вместо него – вертикальная стена подъёма! Как?! Это было очень похоже на плохую шутку. Мы не поверили. Сначала думали, что нам не туда – но на стене была разметка. Потом думали, что туда не нам – но другой дороги не было. Сил мало, ног – нет. Успеем ли мы за час до лимита подняться на ещё одну гору и спуститься с неё? Торговаться не стали – без вариантов. Включили режим спортивной ярости и залетели в подъём минут за семь – да выглядит страшно, но фактический набор оказался всего в сотню метров – тьфу, а не горка. Спуск, правда, нам опять не понравился, и я даже успел на нём заземлиться в грязь.

  17. После предфинишного сюрприза от организаторов мы оказались наконец-то на нормальной дороге в 700 метрах от заветной арки. Сложили палки и пробежали по 5:30 эти самые метры за исключением последней сотни – перед ленточкой, как обычно, блеснули остатками сноровки и жизнерадостности.


Главные мемы Марктотха:


  1. «Зато грязь не липнет». Организаторы, с отсылкой на дожди, советовали использовать трейловые кроссовки с высоким протектором, которых у меня нет. На пятничной разминке наш новый знакомый Максим Поляков (второе место на дистанции 104, финиш за 14 часов 40 минут) снисходительно посмотрев на мои Gel-FujiTrabuco, не стал нагнетать волнения и добродушно прокомментировал именно этой фразой. Много раз мы вспоминали её по ходу дистанции – бежалось как-то не очень, зато грязи действительно налипало немного.

  2.  «Северный склон». С предстартового брифинга Миша запомнил следующее: «Южные склоны более-менее подсохли, а северные нет – будет грязно». Каждый раз выходя на очередной грязный участок, мы моментально нарекали его северным, независимо от реального географического положения дел.

  3. «Последняя горка». Про этот феномен уже написал выше. В отличие от предыдущих, он, кажется, был популярным не только в нашей мини-команде.

  4. Куртка! Я почти уверен, что нашёл ветровку, которую оставил на Маркотхских склонах в 2019. Точно такая же была на очень чудесном волонтёрском лидере Ане и, с её слов, была когда-то подарена бывшим парнем. Очень смешно. Впрочем, мало ли в жизни совпадений. И даже если это не одно из них – Ане она идёт больше :-).

  5. «Общий пульс». Да-да, у нас снова, третий раз, был один пульсометр на двоих. Ну и что? В этот раз мы этой шуткой почти не пользовались. 


Основное про первые 100+:


  1. Справились с запасом. 23 часа 19 минут бега – ну да. И это, как ни странно, не предел возможного и не бег из последних сил – мы не закончились на финише, не вырубились от усталости в раздевалке. Думаю, что если бы удачнее подобрали обувь или не настучали ноги на спусках, то даже в текущей форме смогли бы пробежать дистанцию на час-полтора быстрее.

  2. Основные местоимения в заметке – первое лицо, множественное число: «мы», «нам», «нас». Несмотря на то, что каждый бежал своими ногами, это была командная работа и, кажется, во многом общие впечатления. Думаю, поэтому Миша и делится с удовольствием ссылками на этот бложе – почти ж своё.

  3. Для меня в ультра беге сложны не подъёмы, спуски, броды или грязь. Самый большой дискомфорт – когда мысленно уже справился с задачей, и из-за накопленной усталости и/или технических проблем перестаёт быть интересно то, что происходит прямо сейчас. Вот с чем надо уметь работать.

  4. Экипировка – решает. Хорошо подобранная форма, удобные жилет и пояс, палки, гамаши – всё очень сильно облегчило прохождение дистанции. Единственный продолб – кроссовки с низким протектором «зато грязь не липнет». Но странно было бы при максимум десятке трейловых пробежек за жизнь иметь для таких дистанций больше одной пары обуви. Теперь, кстати, ноль пар обуви – ровно по Дагестан с Маркотхом кроссовок и хватило – в Москву обратно они не полетели.

  5. Благодарность от Маркотхского выезда поездке в Дагестан за управление ожиданиями относительно моих способностей забегать в горы и напоминание о гамашах. Из-за DWT я, конечно, немного потерял в физической свежести, зато подготовился психологически и экипировочно. Та самая мысль «получай удовольствие» – вывод из пост-дагестанской рефлексии.

  6. Очень ценю вклад друзей и комьюнити в то, как прошла эта неделя. Поддерживали, поздравляли, советовали, переживали, слушали, следили за гонкой и приятно восхищались. Не говорю уже про доставку «гуманитарной химической помощи», благодаря которой я бежал Маркотх как отдельное соревнование, а не второй этап многодневки на деревянных ногах.

  7. Артём Долгополов, Аня Юрина, Лёша Попов и вся команда организиторов/волонтёров – супер ТОП. Ребята в сложных условиях подготовили и провели классный, душевный и красивый старт. Судя по всему, они не только позволили нам с удовольствием упороться на дистанции, но и сами занимались примерно тем же самым не в меньшей степени, но с большей ответственностью. Спасибо им за это! 

  8. На утро вторника ноги чувствуют себя более-менее. Немного угрожающе опухли стопы и лодыжки, особенно правый комплект, но каких-либо острых болевых сигналов нет. После Дагестана ноги-боги выглядели лучше, но болели. Любопытно. Понаблюдаю.


Вместо заключения


На протяжении полугода планы на эту апрельскую неделю казались мне чем-то грандиозным и эпичным. А сегодня, спустя пару дней после их воплощения – «новости прошлой недели». Ну сделал, и сделал.

Хочется верить, что после небольшого отдыха это приключение всё же займёт уютное и почётное место на психологической полочке с личными достижениями и значимыми поводами для обоснованной и полной скромного достоинства гордости.

Спасибо всем, кто участвовал, следил или просто дочитал эту заметку до конца – тоже своеобразный ультрамарафон в мире инстраграма и твитера 🙂.